За время пандемии родители школьников поневоле глубоко погрузились в образовательный процесс, который раньше для них оставался в какой-то степени закрытым. Когда семья во время онлайн-обучения оказалась куда ближе к учебным делам, у многих родителей возникли серьезные вопросы к системе образования и качеству знаний детей. Об этом и завел разговор руководитель комитета по образованию партии «Новые люди» Артем Соловейчик. Он приехал в Уфу для участия в круглом столе, во время которого члены партии и другие эксперты рассказали о больных местах образовательной системы и поделились идеями о том, как с ними нужно бороться.
Что не так в школах?
Артем Соловейчик убежден, что не бывает неспособных детей. Есть лишь те, которые не смогли раскрыть свой талант в действующей системе. По его словам, в образовании главный вопрос: Как воспитать всех детей без отбора, не ущемляя их достоинства, не ограничивая их свободу? Однако ответить на него трудно: учителя, вынужденные брать по 1,5-2 ставки, погрязли в бумажной работе, да и сама система больше заточена под то, чтобы дети сдали ЕГЭ, а не развивали личностные качества.
Сейчас доходы педагогов держатся на среднем уровне по региону за счет того, что учителя берут дополнительную нагрузку, что означает в том числе и удвоенную бумажную работу. Новые люди предлагают изменить такое положение вещей: при условии, что с учителей будут требовать меньше отчетности, поднять зарплату до 75 тысяч рублей за одну ставку по всей России.
Предлагается дать родителям больше возможностей участвовать в учебе детей. Многие матери и отцы заинтересованы в качестве образования, однако их функции сводятся к тому, чтобы сделать домашнее задание и сдать деньги на новые занавески. Артем Соловейчик считает, что родитель заслуживает знать, что происходит в школе и по какой системе учится его ребенок.
Отдельной темой для обсуждения все еще остается система аттестации: ЕГЭ давит и на учителей, и на детей, и их родителей. В настоящий момент экзамен используется как оценка и знаний учеников, и работы учителей. Артем Соловейчик участвовал в проекте разработки ЕГЭ и, по его словам, все пошло не так, как он задумывал: педагог хотел, чтобы экзамен принимали частные организации, не заинтересованные в делах системы образования.
Сейчас он считает, что ко всему прочему стоит ввести добровольность и многократность экзамена. Первое подразумевает сдачу ЕГЭ только для тех, кто хочет поступать в вузы, а второе — возможность проходить через это до тех пор, пока результат не удовлетворит абитуриента. Такая система помогла бы снизить градус давления и снять напряжение, связанное с экзаменами.
Рособрнадзор — необходимое зло или уже лишнее?
Корень зла нынешних проблем с образованием, по мнению Артема Соловейчика, это действующая система:
— Вот эти 20 лет стабильности в стране — они были нужны. Потому что было тяжелое время, в школах зачастую из питания была только тушеная капуста. Но слишком долгая стабильность тоже не бывает полезной. Такая система со временем начинает сама себя пожирать.
«Новые люди» предлагают упразднить Рособрнадзор. Они считают, что ведомство не помогает школам, а скорее мешает им. Общественница Матлюба Хакимова, которая воспитывает нескольких детей с особенностями развития, поделилась собственным опытом:
— В нашей системе образования подразумевается инклюзивность, поэтому я часто обращалась в школы. Однако везде проходил один и тот же диалог: «Мы не можем взять вашего ребенка, нас Рособрнадзор так будет проверять, что мы не сможем спокойно работать». Я не эксперт в образовании и даже не подозреваю, что такого там происходит, но такая ситуация есть.
В то же время доцент БашГУ Наталья Лавренюк-Исаева придерживается менее радикального мнения:
— Я считаю, что система иногда может помочь. Даже тот же Рособрнадзор: он должен быть, но стоит свести его функции к минимуму — минимальный стандарт, минимальный набор рекомендуемых учебников и так далее. Система должна быть. Не у каждого ребенка есть понимающие родители, которые легко помогут ему в обучении, и не в каждой школе даже такая возможность есть. Поэтому во всем необходимо соблюдать баланс.
Участники дискуссии сошлись в одном. Главной ценностью образования должна оставаться свобода человека и воспитание внутренне свободных людей — это и должно быть главным ориентиром в педагогике.