Можно ли заболеть из-за вакцинации: эксперт из Уфы ответил на вопрос

4321

Эксперт из Уфы Роман Гельфанд подробно рассказал о том, как действуют вакцины от коронавирусной инфекции, можно ли от них заболеть коронавирусом и какие есть риски побочных эффектов.

Вдогонку к вчерашнему спонтанному стриму, то же самое, но текстом. От одного популярного в уфимском Фейсбуке врача я на днях наслушался невероятного. Я попробую очень простым языком пояснить, что здесь не так.

1. Только старый класс вакцин, содержащий ослабленные патогены, подразумевает болезнь в лёгкой (как правило — бессимптомной) форме с последующей выработкой иммунитета.

2. Ни одна из существующих и широко распространённых вакцин от ковида не относится к классу живых ослабленных. Ближайшая по принципу действия вакцина от ковида — это российская КовиВак или китайская SinoVac. Данные вакцины относятся к классу инактивированных. Патоген в них уничтожен химически, а оставшиеся в препарате фрагменты вируса стимулируют выработку антител к конкретным белкам.

3. Поэтому ни одна из вакцин от COVID-19 не подразумевает заболевания ковидом ни в какой форме. В принципе. Потому что ни одна из вакцин не содержит живого и способного к репликации (размножению) патогена.

4. Более того, конкретно «Спутник V» и другие векторные вакцины (AstraZeneca, Johnson&Johnson) не содержат патоген ни в каком виде вообще. Векторная вакцина «Спутник V» содержит человеческий аденовирус (безобидный вирус, вызывающий обычное ОРВИ и их там два, в дозах 1 и 2 — разные), в который с помощью биотехнологий встроен спайк-белок коронавируса.

5. Спайк-белок — это фрагмент оболочки вируса, с помощью этого белка вирус прикрепляется к клетке и проникает в неё. Идея векторной вакцины состоит в том, чтобы внедрить в организм безобидный вектор (носитель) с вживлённым фрагментом патогена (спайк-белком коронавируса), чтобы заставить иммунитет выработать антитела к этому конкретному фрагменту патогена. Именно по этой причине в специальных ИФА-тестах, которые так любят сдавать после вакцинации (и совершенно напрасно тратят деньги, но об этом в другой раз), если вы внимательно читали результат, написано: «IgG к спайк-белку SARS-CoV-2». Почему именно спайк-белок? Потому что, по сути, именно с его помощью вирус осуществляет первый контакт с организмом. Наличие антител к спайк-белку позволяет задействовать иммунитет на самой ранней стадии проникновения патогена в организм.

6. Естественный иммунитет (после болезни) вырабатывается к нуклеокапсидному белку (внутренняя часть вируса, его ядро), соответственно, антитела к этому фрагменту вируса задействуются только тогда, когда вирус уже проник в клетку. Таким образом, прививаясь после болезни вы не только увеличиваете количество антител, но и качественно улучшаете защитные барьеры. Так почему происходят побочные реакции при введении векторных вакцин?

7. Во-первых, организм реагирует на вектор — аденовирус (в Спутнике их два типа, в дозах 1 и 2 разные аденовирусы). Как я уже сказал, эти аденовирусы вызывают ОРВИ и нет ничего удивительного в том, что примерно у 30% пациентов введение вакцины вызывает гриппоподобный синдром (температура, боли различной локализации, слабость и интоксикация). Кроме того, иммунный ответ даёт и упомянутый спайк-белок к коронавирусу. Но, подчёркиваю, спайк-белок — это маленький фрагмент вируса, отвечающий за прикрепление и проникновение в клетку, он в принципе не способен вызвать болезнь.

8. Осталось выяснить, какие же «единичные случаи заболевания» имеет в виду популярный врач? Рискну предположить, что речь не о таких уж редких случаях, когда человек заболевает вскоре после вакцинации. По недомыслию и незнанию конечно можно подумать, что именно вакцинация и вызвала болезнь. Пресловутое «после или вследствие». Но поскольку мы знаем, что заболеть от существующих вакцин невозможно, имеется другое, куда более прозаичное объяснение: человек заразился незадолго до вакцинации, либо вскоре после (а то и во время, например, в очереди в процедурный кабинет). Стойкий иммунитет вырабатывается через 2-3 недели после 2-й дозы Спутника. И даже он не гарантирует защиту от заражения (и об этом тоже в другой раз).

Что делать? Соизмерять свои риски и решать. Риск смерти от ковида в среднем в популяции сейчас оценивается примерно в 0,5-1%. Для возрастной группы моих сверстников (40-50 лет) этот риск находится в границах 0,1-0,2%. С новым штаммом этот индекс может стать выше, данные пока накапливаются и изучаются. Риски серьёзных побочек от вакцин оценивается на порядки менее возможными. Например, печально известные тромбозы от западных векторных и мРНК-вакцин случаются примерно 1 раз на 200 000-1 000 000 введений, и связь их с вакцинами ещё не изучена до конца. Производители Спутника утверждают, что тромбозы вообще не случаются после его применения, но я склонен думать, что они всё же есть и их частота сопоставима с таковой среди западных вакцин. То есть, если мы привьём всю Уфу, тромбоз (сам по себе не всегда фатальный) случится у 1-10 человек. А если весь город переболеет ковидом — умрёт не менее 5-10 тысяч человек. Вот и считайте», — написал Роман на своей странице.